Воскресенье, 19.11.2017, 02:03Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт учителя Ю.Н.Шишковой
Меню сайта
Категории каталога
Мои статьи [5]
Творческие работы учащихся [4]
Стихотворения, сочинения
Методическая помощь [0]
Методические разработки уроков, заданий
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 132

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Создание условий для развития творческой деятельности участникоа образовательного процесса
Тема: «Создание условий для развития творческой деятельности участников образовательного процесса».

 
Своё выступление мне хочется начать, на мой взгляд, с очень правильных и актуальных сегодня слов о том, что «для современного учителя истина должна быть в синтезе трёх начал: духовность, творчество, знания». Когда я задумалась над этими словами, то постепенно пришло понимание того, что духовность – это, в большей степени, то, что заложили в нас родители; знания – это то, что мы «заработали», приобрели и продолжаем приобретать (ибо учитель – вечный ученик) и передавать детям, нашим ученикам. А вот возможность творчества – это то, что позволяет нам оставаться «живыми душами» и не превратиться в «ходячую догму». 
  Самое главное – это возможность пригласить наших учеников к сотворчеству. 
  Анализ школьного обучения показывает, что развитие способностей у многих учащихся значительно отстаёт от темпов роста объёма знаний. Это объясняется тем, что усилия учителей, как правило, направлены на усвоение учениками знаний, хотя нельзя забывать о том, что система знаний нужна ученику не сама по себе, а для решения самых разнообразных жизненных задач. Поскольку общее направление развития современного общества таково, что творческий исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается как главная характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности, и даже шире – как стиль жизни современного человека.
  Поэтому подготовка ребёнка к творческой деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. 
  Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых как можно раньше заметить задатки детей и помочь им развиться.
  В триединой задаче: обучения, умственного развития и воспитания – интерес является связующим звеном. Ещё наш педагог К.Д.Ушинский считал, что «учение, всё взятое принуждением и силой воли», едва ли будет способствовать созданию развитых умов.
  Вопрос о воспитании познавательного интереса – это в огромной мере и вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира.
  Как воспитать у школьников познавательный интерес? Попробуем ответить на поставленный вопрос.
1. Организация обучения должна быть такой, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд интересен тогда, когда он разнообразен.
3. Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.
5. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость, эмоциональность, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействует на школьника.
Таким образом, необходимо сказать, что только активность, только постоянный поиск растят настоящего человека – человека с гармонически развитым интеллектом и мужественного в бедах и испытаниях.
  Как же зажечь факел?
1. Чтобы научить ребёнка думать, открывать, изобретать, учитель сам должен очень много придумывать, открывать и изобретать.
2. Основная движущая пружина поискового, проблемного обучения – это система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. Причём главным должен быть вопрос – «почему…».
3. Задачи, которые ставятся перед учащимися, должны медленно, но неуклонно усложнятся. Причём успех не должен быть полностью гарантирован ещё до начала всяких усилий, ибо такая гарантия убивает поисковую активность.
4. К.Д. Ушинский писал: «Не одно талантливое, нервное и впечатлительное дитя сделалось тупым и ленивым именно потому, что в нём преждевременными попытками подорвана уверенность в своих силах, столь необходимая для человека при всяком деле». Поэтому важнейшее и величайшее искусство педагогов – внушить каждому ребёнку, что он способен к творчеству.

  Что же необходимо изменить в образовательном процессе, управлении им, чтобы содействовать развитию творческой личности?
  Для этого надо решить две проблемы:
1. проблема созидания личностью себя самой;
2. проблема создания социокультурной среды, открывающей возможности осуществления творчества.

Что же необходимо для реализации процесса творчества?
1. Создание учителем банка разнообразных учебно-творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности. Ученик должен научиться:
• формулировать проблему, находить нужную информацию, переносить её и применять в условиях задачи;
• генерировать идеи и выдвигать гипотезы;
• давать оценочные суждения;
• обобщать и свёртывать мыслительные операции;
• трансформировать знания;
2. Создание учителем условий для схематизации заданий. Давно установлено, что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребёнка.
3. Использование групповых и индивидуальных методов развития творческих способностей, которые обеспечивали бы значимое учение (а не только информационное, т.е. простое знание фактов). Именно тогда можно будет говорить не только о качестве усвоения материала, а ещё о тех изменениях, которые происходят в личности, в развитии и росте.

Существует несколько условий реализации значимого (личностно-ориентированного) учения:
1. Создание ситуации, в которой бы учащимся разрешалось взаимодействовать с важными для них проблемами.
2. «Реальность личности учителя», т.е. учитель должен вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии с учеником.
3. Принятие ученика таким, какой он есть.
4. Учитель должен стремиться к тому, чтобы учащиеся узнали о его знаниях и опыте, о том, что им разрешено общаться с этими знаниями, но он не должен навязывать их учащимся.
  Цель такого учения – развитие у ребят способностей самостоятельно осваивать новый опыт.
  В ЗАКЛЮЧЕНИЕ СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ ХОЧЕТСЯ НАПОМНИТЬ, ЧТО ШКОЛА ДОЛЖНА ТАК ОБУЧАТЬ СВОИХ ПИТОМЦЕВ, ЧТОБЫ «ДОБРЫМ БЫЛ УМ У НИХ», А «СЕРДЦЕ БЫЛО УМНЫМ».
 





Категория: Мои статьи | Добавил: shishkova (05.03.2009)
Просмотров: 813 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0