Воспитательная система «Развитие» Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим. (Демократ)
Введение С рождением ребёнка ещё не рождается личность. Психологи и педагоги доказали, что личность человека формируется только в человеческом окружении. Дикий виноград, обработанный и возделанный на протяжении многих столетий существования человека, называется культурным; поведение ребёнка, чьи природные инстинкты возделываются и обрабатываются родителями или воспитателями, приобретает черты культурного поведения. Понятно, что на это затрачиваются физические и духовные силы на протяжении длительного периода времени. Малыш же и подросток постоянно будут в силу возрастных особенностей отступать от общепринятых норм. За очень короткий период детства и отрочества дети должны успеть освоить многовековой опыт. Разумеется, такое вхождение в культуру не может быть совершено без помощи педагогов. Многочисленные исследования доказали, что без усвоения человеческого опыта, без общения с себе подобными не будет развитых собственно человеческих чувств, не разовьётся у человека способность к произвольному вниманию и память, способность к абстрактному мышлению, не сформируется личность. В связи с этим большая ответственность ложится на плечи педагога, классного руководителя. Это человек, сочетающий в себе качества воспитателя, учителя, психолога и даже психотерапевта. Какие же направления в работе классного руководителя должны стать главными?
Система воспитательной работы классного руководителя в 5-7 классах
На этапе перехода детей из начальной школы в среднюю необходимо решить следующие задачи: • Создать условия для успешной адаптации детей в школе (формирование классного коллектива; выработка единых, обоснованных требований); • Адаптировать учебные программы, нагрузку, образовательные технологии к индивидуальным возможностям и потребностям учащегося; • Необходимо строить воспитательную работу так, чтобы она не готовила, а предупреждала появление негативных явлений. (Очень раннее и быстрое физическое развитие ребёнка, которое опережает его психологическое взросление. Внутриличностный конфликт между внутренним состоянием ребёнка и общепринятыми нормами поведения. Инфантильность. Неразвитость волевых качеств.)
Система воспитательной работы в 8-9 классах
На этом этапе необходимо решить следующие задачи: • Учитывая особенности подросткового периода, предупредить возможные проблемы, помочь выстроить правильную линию поведения в сложных ситуациях. • Помочь осознать необходимость самореализации. • Профилактика наркотической и других видов зависимости. • Формировать у подростков нравственные ценности, патриотическое воспитание учащихся. • Способствовать взаимопониманию двух поколений: отцов и детей.
Система воспитательной работы в 10-11 классах На этом заключительном этапе необходимо решить следующие задачи: • Обратить внимание учащихся на проблему выбора профессии, познакомить с основными тенденциями на рынке труда. Помочь спрогнозировать престижность выбираемых профессий. • Необходимо воспитать в молодом человеке таких качеств, как способность к самоутверждению, вера в себя, оптимизм, стремление быть конкурентоспособным в учебе и профессии. • Профилактика наркотической и других видов зависимости • Воспитание семейных ценностей.
Общие правила успешного взаимодействия с учащимися. 1. Всякое взаимодействие должно быть неформальным. 2. Взаимодействие должно быть объективным и справедливым. 3. Взаимодействие должно демонстрировать личную заинтересованность взрослого и будить заинтересованность ребёнка. 4. Направление взаимодействия на принятие и помощь, а не на раздачу ярлыков. 5. Взаимодействие должно давать шанс на перспективу.
Принципы воспитательной работы классного руководителя 1. Воспитание должно строиться на общечеловеческих ценностях. 2. Воспитание должно быть направлено на стимулирование развития и самореализацию личности. 3. Воспитание должно строиться с учётом возрастных и индивидуальных особенностей личности. 4. Воспитание должно быть направлено на сохранение и защиту прав ребёнка: его потребность в одиночестве и на потребность в общении. 5. Система воспитания направлена на сохранение единства тела и духа, чувств и разума.
Приоритетные направления в работе классного руководителя.
1. Направление «Здоровье» Цель: показать ребёнку, его семье значимость его физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил, для профессионального становления. Задачи: защита, сохранение и развитие здоровья ученика (физического и психического).
Выполняя программу «Здоровье» КР: • Сотрудничает с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции с их помощью физического здоровья учащихся. • Сотрудничает с родителями учеников и консультирует учителей-предметников. • Использует в работе диагностические методы исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей.
• Организует просветительскую работу с учащимися по сохранению, развитию и коррекции здоровья через систему воспитательных мероприятий. • Организует работу по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом. • Формирует у учащихся личностный рост (корректирует мнение о себе и своём здоровье)
2. Направление «Взаимодействие» Очень важное направление в работе КР – это организация взаимодействия в системах: Учитель – ученик Ученик – ученик Учитель – ученик – родитель Цель: передача детям опыта (знаний, умений, навыков) социального общения людей. Для организации работы в данном направлении можно выделить приоритеты: • Обучение учащихся созданию положительной эмоциональной атмосферы общения. • Организация просвещения и консультирования родителей по проблемам взаимодействия. • Изучение положения каждого ученика в коллективе и его проблем во взаимодействии, организация коррекционной работы по проблеме на материале диагностики.
3. Направление «Нравственность» Цель: • Обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования и существования других людей. Что может сделать КР, работая в этом направлении? • Развить желание знать, понимать и действовать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях. • Воспитывать интерес ученика к самому себе, желание самосовершенствоваться. • Развивать волевые качества ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. • Формировать позитивное отношение к обычаям, традициям своего народа, своей семьи, умение слушать, смотреть, осознавать и откликаться, делать выводы о самом себе. • Создать атмосферу эмоциональной отзывчивости, защищённости, безопасности, позитивной взаимозависимости, взаимной ответственности. • Формировать у детей потребность оказания помощи больным и слабым.
4. Направление «Интеллект» Цель: 1. Помочь ученикам развить в себе способности действовать целесообразно, мыслить рационально, эффективно проявлять себя в окружающей среде. 2. Определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном развитии. Работа КР: • Необходимо изучить особенности учебной деятельности класса в целом и возможности каждого ученика в частности с последующей коррекцией. • Совместно с педагогами определить методы, приёмы, формы индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока. • Изучать и влиять на кругозор учащихся, их познавательный интерес, увлечения; использовать результаты изучения при организации внеклассной работы. • Организовать профилактическую и консультативную помощь семье. • Развивать позитивное отношение ученика к собственному интеллектуальному развитию. • Использовать в воспитательной работе диалогические формы обучения (учить высказывать своё мнение, доказывать, аргументировать, отстаивать).
5. Направление «Семья» Семьи, из которых приходят дети в школу, неоднородны. В них различный материальный достаток и культурный уровень. То влияет на здоровье ребёнка, его психику, на его отношение к учению. Осуществлять воспитательную работу без сотрудничества с семьёй невозможно, иначе это приводит к печальным результатам. Цель: • Привлечение родителей учащихся к заинтересованному активному участию в жизни класса, в воспитательном процессе. Для работы КР необходимо: • Изучать семьи учащихся. • Организовать психолого-педагогическое просвещение родителей. • Поощрять личную инициативу родителей, которые участвуют в жизни класса, школы; демонстрировать её проявление окружающим. • Регулярно проводить родительские собрания, темы которых планируются с учётом индивидуальных и возрастных особенностей детей, специфических проблем класса, задач школы.
• Проведение индивидуальных бесед с учётом назревшей необходимости.
6. Направление «Досуг» Огромное значение для ребёнка имеет степень вовлечения в жизнь класса. Цель: • Создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм работы, которые хотелось бы использовать в классе. • Развивать у воспитанников такие качества, как инициатива и самостоятельность, ответственность и открытость, искренность. КР необходимо обратить внимание: • На изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности. • Помощь и просвещение учащихся при выборе ими кружков, секций и т.д. • На умение детей радоваться успехам и достижениям, собственным и других людей. • Стимулировать инициативу учащихся во внеурочной деятельности.
Изучение личности учащихся – не самоцель, а средство для более эффективной и целенаправленной воспитательной работы по формированию личности каждого ученика и ученического коллектива. Необходимо развивать у детей стремление к самопознанию, заложить основы самовоспитания. Иначе дети постепенно теряют интерес не только к себе, но и к другим людям. Возникает неумение и нежелание учитывать интересы других людей, в поведении закрепляются импульсивность, немедленная реализация сиюминутных желаний, неустойчивость мотивов, взрывчатость, или напротив пассивность, инертность, равнодушие к происходящим событиям и людям. Задача воспитателя не допустить развиться в каждом ученике так называемой психологической пустоты к самому себе и, как следствие, к людям.