В помощь выпускнику (инструкция по работе над частью С): Твоя задача – написать небольшое сочинение-рассуждение (не менее 90 слов). 1. Любое рассуждение содержит тезис, аргументы, вывод. 2. Тезис может быть заложен в тему сочинения: например, «Заботиться о памятниках культуры своей страны – значит любить своё Отечество» или «Любовь к животным – важная черта в характеристике человека» или «Басни Крылова живы и работают спустя века» или «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…» Тогда свою работу можно начать прямо с тезиса. А далее логично высказать свою позицию, но она должна быть заявлена предельно чётко. Можно использовать такие выражения: «Я согласен с этим утверждением…» или «Нельзя не согласиться с этим мнением…» или «Я разделяю позицию автора статьи. Действительно,…» или «Бесспорно, автор прав в том, что…» 3. Иногда тема формулируется в качестве вопроса. В этом случае уже в теме заявлена проблема. Например, «В чём противоестественность крепостничества?» (проблема – крепостное право противоестественно, так как убивает человека в человеке, делает из человека раба) или «Чем опасно потребительское отношение к природе?» (проблема – человек и его варварское отношение к природе) Тогда свою работу можно начать с формулировки тезиса: например, «В предложенной статье автором поднимается очень важная проблема – потребительское отношение человека к природе. Действительно,…» 4. Иногда тема может быть сформулирована так: «Что значит быть интеллигентным?» Вам предлагают поразмышлять, высказаться по данному вопросу. Начать свою работу можно сразу с рассуждения. Например, «Что значит быть интеллигентным? На мой взгляд,…» (По-моему,… По моему мнению,… Я считаю, … Я думаю,… ) 5. Не забудьте указать, какая мысль объединяет прослушанный и прочитанный тексты. (для этого используйте материал первого вопроса теста) 6. Где брать убедительные аргументы? Обязательно должна быть опора на предложенные тексты. Найдите и извлеките из текста мысль, которая послужила бы доказательством. Её можно оформить как прямую речь.( Ю. Сохряков справедливо считает: «…Варварское, потребительское отношение человечества к природе вплотную столкнулось с угрозой экологической катастрофы…») Можно прибегнуть к косвенной речи, то есть, оформив как сложноподчинённое предложение.( Ю. Сохряков справедливо считает, что «варварское, потребительское отношение человечества к природе вплотную столкнулось с угрозой экологической катастрофы».) Можно использовать частичное цитирование.( Ю.Сохряков справедливо считает, что « варварское, потребительское отношение» человека к природе ведёт к экологической катастрофе.) 7. Чтобы достойно аргументировать, можно опираться на примеры из произведений, изученных на уроках литературы. Но будьте внимательны, вы должны точно помнить имена авторов, героев и название произведений, чтобы не допустить фактической ошибки. Если память вам изменила, примените перифраз! Например, герой Тургенева или классик 19 века или известный критик считал… 8. В качестве аргумента можно использовать высказывание кого-то великого и присоединиться к его тонкому замечанию.( ДЛЯ ЭТОГО ЗАВЕСТИ БЛОКНОТИК С АФОРИЗМАМИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ) 9. Каждый аргумент выделяйте в абзац! Пусть у вас будет 3 аргумента.( Вдруг один из них покажется комиссии малоубедительным!) 10. К выводу можно перейти, используя такие вводные слова, «Следовательно,… Таким образом,… Итак,… Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что… В заключении хочу вернуться к предложенной теме и ещё раз подчеркнуть, что… ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫВОД ОБОБЩАЕТ И ВОЗВРАЩАЕТ НАС К ТЕМЕ!!! 11. НЕ забудьте про грамотность! Загляните в орфографический словарь! Вспомните правила орфографии и пунктуации. Перечитайте шёпотом черновик, ясно ли у вас изложена мысль, нет ли ненужных повторов, разнообразны ли синтаксические конструкции (БСП, ССП, СПП, причастный, деепричастный оборот, ряды однородных членов). ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВВОДНЫЕ СЛОВА, ТОЛЬКО ТОГДА ПОЛУЧИТСЯ РАССУЖДЕНИЕ.